"Murmansk"
Среда
14.04.2010
04:28:19

biwec.ru

Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Наш опрос
Ваше мнение о сайте (поставьте оценку)
Всего ответов: 13
Поиск по сайту
Объявления
Погода в Мурманске
Статистика
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: лЁля 
"Murmansk" » Учёба » Экономика » Общая характеристика малого бизнеса в России (Общая характеристика малого бизнеса в России)
Общая характеристика малого бизнеса в России
лЁляДата: Понедельник, 01.03.2010, 19:42:16 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 139
Репутация: 1
Статус: Offline
Для экономики переходного периода характерно, во-пер¬вых, недоста-точно полное развитие МБ и неполная реали¬зация присущих ему функций, а, во-вторых, наличие неко¬торых специфических функций, обусловленных особеннос¬тями неразвитости рыночных отношений. Так, по данным российской официальной статистики, МБ не занимает суще¬ственных позиций в общественном производстве, и его по¬тенциал используется весьма незначительно. Имеется серь¬езная диспропорциональность между крупным монополизи¬рованным производством и малым предпринимательством. «Доля МБ в российском общественном производстве в несколь¬ко раз ниже, чем в развитых странах: в США она составляет более 50% ВВП, в России, по разным оценкам, - около 10-15 %» . Также неоправданно мала его доля в занятости на¬селения и инвестициях.
Для малого бизнеса России характерны следующие особенности:
1. Относительно слабое присутствие МБ в производствен¬ной и инноваци-онной сферах хозяйственной деятельности. Это наиболее ярко проявля-лось в начальный период реформ, когда капиталы МБ были сосредоточены главным образом в сферах коммерческих и посреднических операций, что оп¬ределялось существенно более высокой нормой прибыли в сфере коммерции.
2. Отсутствие заметного влияния МБ на формирование конкурентной среды. Это обусловлено, «во-первых, относительной слабостью и неразвитостью этого сектора. Для того чтобы он оказывал сколько-нибудь ощутимое влияние, дол¬жна быть достигнута некоторая критическая масса. Во-вто¬рых, негативную роль играет здесь неразвитость рыночной инфраструктуры, что мешает МБ проявить свои конкурент¬ные преимущества перед крупным бизнесом. Как известно, неразвитая российская рыночная инфраструктура характе¬ризуется большой «вязкостью», мешающей действию рыноч¬ных регуляторов» .
3. Относительно слабое влияние МБ на снижение уровня безработицы и смягчение социальной напряженности. Это связано как с малой развито-стью МБ, так и с менталите¬том русского общества, воспитанного в иных традициях, не¬жели население западных стран с устоявшимися традиция¬ми цивилизованного рынка. Квалифицированные кадры Рос¬сии в целом более инерционны и обладают меньшей гибкостью и мобильностью перетекания в такие сферы деятельности, которые приносят больший доход. Оказавшись в положении безработного, частично безработного или пополнив скрытую безработицу, трудоспособное население предпочитает искать новую работу чаще всего в соответствии со своей професси¬ональной ориентацией, так как не имеет ни навыков, ни средств, необходимых для организации МБ. «Останавливает его также неразвитая инфраструктура и криминоген-ность рынка. Приоткрывшийся «железный занавес» дает возможность «утечки мозгов» для тех, кто не нашел себя в новых условиях. Образно говоря, в российском обществе существу¬ет целый ряд причин, по которым известная часть населе¬ния «не хочет» заниматься МБ, а среди тех, кто «хочет», - не все «могут» .
4. МБ в России является «особой школой» подготовки кадров. Проблема кадров для предпринимательства в России - одна из наиболее острых. Несмотря на большое число управ¬ленцев, прошедших обучение в различных школах бизнеса, организованных на Западе для помощи России, полностью решить эту проблему пока не удалось: можно передать не¬которые знания, но переделать психологию и систему мыш¬ления за два-три месяца директору, привыкшему работать с Госпланом, Министерством, фондами, госзаказом и прочими атрибутами плановой экономики, - задача непосильная.
Как показала практика, «наиболее восприимчивыми к ры¬ночным но-вовведениям оказались директора малых предпри¬ятий, в основном мо-лодого и среднего возраста. Именно к ним тяготеет наиболее прогрессивная часть директорского корпуса, образуя различные экономические объединения с МП и надеясь на то, что такие меры позволят повысить рен-табельность нового образования» .
С другой стороны, в МБ пришла невостребованная часть населения, вынужденно покинувшая свои рабочие места и сменившая свою про-фессиональную деятельность из-за об¬щего спада производства и кризиса экономики. Это та часть кадров, которая пришла в МБ не по призванию, а чтобы выжить. Можно ожидать, что в случае стабилизации эконо¬мики определенная доля этого слоя населения вернется к работе, близкой по характеру к своей прежней профессио¬нальной деятельности.
И, наконец, «третья группа населения представляет осо¬бый слой, смыкающийся с криминальными структурами. Их опыт работы в основном связан с умением обходить законы и находиться в пограничной ситуации. В том случае, если уро¬вень криминализации российской экономики будет снижен, а законодательство упорядочено, число такого рода «предпри-нимателей» также сократится.
В настоящее время МБ - «кузница кадров» трех различных типов, причем два из них являются порождением негативного хода экономических реформ и, по-видимому, должны рассматриваться либо как «временщики», либо как «псевдопредприниматели» .
5. Двойственное влияние МБ на внешнеэкономическую де¬ятельность и сферу иррегулярной (теневой) экономики. МЬ активно участвует в международной торговле России, все, более открывая ее экономику, как в сфере экспорта, так и в лагере импорта. Существенное значение имеет МБ в вывозе капитала, особенно в оффшорные зоны. Однако эту деятель¬ность с большой натяжкой можно назвать рационализацией международных связей. «Хорошо известный челночный биз¬нес, с одной стороны, удовлетворял в 1994-1996 годах обще¬ственную потребность в ширпотребе из Турции, Китая и дру¬гих стран. С другой стороны, он насыщал потребительский рынок некачественным товаром. В настоящее время, хотя его масштабы уменьшились, он продолжает оставаться состав¬ной частью российского импорта, служит отдельным инте¬ресам иметь «потайной карман». В нем накапливаются как средства основного, крупного предприятия, так и капиталы, принадлежащие узкому кругу лиц, входящих обычно в со¬став администрации таких предприятий» .
6. Специфические функции МБ как основы «карманной» экономики. Классификация малых предприятий свидетель¬ствует о том, что наряду с малыми фирмами, образованны¬ми путем частных индивидуальных накоплений или объеди¬нения этих накоплений (малые торговые пред-приятия пище¬вой промышленности и сферы услуг, челночный бизнес и т. д.). «В состав МБ входят малые структуры, созданные на базы крупных. Среди таких структур молено выделить особые малые предприятия, образование которых было обусловлено не только и не столько необходимостью рационального распределения хозяйственных функций и совершенствова¬ния организации производства, сколько потребностью иметь «потайной карман» . В нем также накапливаются как средства основного, крупного предприятия, так и капиталы узкого круга лиц, вхо-дящих обычно в состав администрации таких предприятий.
Особенности малого бизнеса в системе развитого рыноч¬ного производ-ства определяются его функциями, к числу ко¬торых относятся следующие:
1. Более эффективное использование и утилизация мате¬риальных, трудо-вых и финансовых ресурсов, невостребован¬ных в крупном производстве.
2. Создание инновационного потенциала для внедрения технических новшеств. Малое наукоемкое предприниматель¬ство стимулирует научно-технический прогресс, принимая на себя те риски вложений в технические проекты, которые не берут на себя крупные корпорации.
3. Формирование конкурентной среды. МБ антимонополен по своей природе. С одной стороны, ввиду многочисленности входящих в него МП, он трудно поддается монополизации, с другой - ввиду глубокой специализации МП и высокой адаптивности их к многообразию потребительского спроса, МБ в ряде случаев может представлять собой серьезного кон¬курента для крупного производства.
4. Содействие «открытости» экономики и рационализации внешнеэконо-мических связей. Высокая эластичность МБ в отношении меняющейся конъюнктуры, возможность быстро¬го реагирования на спрос и перестройки в соответствии с ним своей организационно-хозяйственной структуры обеспечива¬ют МБ высокую проникающую способность и быстрое запол¬нение ниш, возникающих на международных рынках, пре-вращает МБ в форпост экспортной экспансии в различных географических зонах по широкому кругу товаров и услуг.
5. Снижение уровня безработицы. «В промышленно разви¬тых странах на МБ приходится до 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест» .
6. Смягчение социальной напряженности и способствова¬ние демократиза-ции рыночных отношений. МБ является фун¬даментом формирования «среднего» класса и, следователь¬но, основой уменьшения социальной дифференциации.
7. Подготовка кадров. «МБ - это «кузница кадров» для боль¬шого бизнеса и для предпринимательства вообще. Это хоро¬шо согласуется с «теорией этапов роста фирмы», которая предполагает наличие необходимых характерных стадий раз¬вития, в том числе и стадию малого предприятия» .
8. Уменьшение негативного влияния так называемой те¬невой экономики путем частичной трансформации ее в ле¬гальный МБ. «Всемерное поощ-рение МБ осуществляется в Германии, Швеции, Италии, Испании и США, где роль ир¬регулярной экономики очень значительна. Так, только в од¬ной Германии насчитывается не менее 4 млн. самостоятель¬ных предпри-нимателей черного рынка, функционирование которого инициировало в последнее десятилетие бум легаль¬ного малого предпринимательства в этой стране» .
«Существует точка зрения (ее еще в начале века выска¬зывал известный экономист В. Парето), что малый бизнес содержит в себе зерно криминаль-ности в соответствии со своей природой: он агрессивен, потому что слаб; склонен к нарушениям правопорядка, потому что мал и незаметен и т. д. Малые предприятия - это «малые дети» рыночной эко¬номики. Если они растут без опеки и поддержки государства, то они - «беспризорники» и более склонны к криминалу, чем «благополучные дети». И наоборот, чем значительнее государственные программы поддержки малого предпринимательства, тем более цивилизованным становится климат предпринимательства в целом» .
Более того, анализ свидетельствует о том, что в услови¬ях развитого рынка МБ содействует экономической и соци¬альной стабилизации, эффек-тивности и мобильности действия рыночных регуляторов, гибкости эконо-мических структур и, в конечном итоге, увеличению национальных конку-рентных преимуществ.

Все будет хорошо!!!-))
 
"Murmansk" » Учёба » Экономика » Общая характеристика малого бизнеса в России (Общая характеристика малого бизнеса в России)
Страница 1 из 11
Поиск:

Качаем новый InternetExplorer8
Для установки на Windows XP
Для установки на Windows Vista/Windows 7