"Murmansk"
Среда
14.04.2010
04:28:21

biwec.ru

Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Наш опрос
Ваше мнение о сайте (поставьте оценку)
Всего ответов: 13
Поиск по сайту
Объявления
Погода в Мурманске
Статистика
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: лЁля 
"Murmansk" » Учёба » Экономика » Роль малого предпринимательства в формировании рыночны (Роль малого предпринимательства в формировании рыночны)
Роль малого предпринимательства в формировании рыночны
лЁляДата: Понедельник, 01.03.2010, 19:39:46 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 139
Репутация: 1
Статус: Offline
В экономически развитых странах малое предпринима¬тельство - основа рыночной экономики. Для западной экономической стра¬тегии 60-х годов XX века была характерна недооценка роли малого бизнеса как существенного фактора развития рыноч¬ной экономики. Тогда предполагалось, что мелкие предприя¬тия представляют собой не что иное, как пережиток пред¬шествующих ступеней экономического развития, а потому они должны быть либо вообще устранены, либо реорганизо¬ваны в более крупные образования. Однако предпринима¬тельский бум, развер-нувшийся на Западе в 70-е и 80-е годы, заставил западных исследователей отказаться от прежних представлений относительно малого бизнеса. Малые пред¬приятия стали играть лидирующую роль в таких прогрессив¬ных отраслях экономики, как электроника, биотехнология, информационные услуги и т. п. Это означало, что малое пред¬принимательство приобрело качественно новую роль, став одной из важнейших форм реализации современного этапа научно-технической революции, что делало игнорирование малого бизнеса лишенным каких-либо оснований. Разумеет-ся, «в новых условиях, как об этом свидетельствует опыт про¬мышленно развитых стран Запада, несущей конструкцией» экономики продолжают оставаться крупные предприятия и объединения, те самые «пятьсот крупных корпораций», в которых ряд авторитетных экономистов, в частности Дж. К. Гэлбрейт, видят «основу индустриальной системы» .
На сегодняшний день в США пред¬приятия малого бизнеса, производя-щие около 40% валово¬го продукта, обеспечивают занятость почти половины трудо¬способного населения; осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы, представляют собой основные генера-торы инновационных процессов в промышленности; динамич¬но реагируя на изменение структуры потребления, активи¬зируют структурную перестройку отраслей; преодолевая мо¬нополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т. д.
«Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Велико-британии, где доля малого бизнеса в произ¬водстве составляет 60-70%. Осо-бенно выделяется в этом от¬ношении Германия, где в последние годы начал-ся настоя¬щий бум малого бизнеса. Только за минувшее десятилетие число небольших и средних фирм здесь возросло, по одним данным, до 1,9 млн., по другим до 2,1 млн. На их долю приходится около 2/3 стоимостного объема продукции и чис¬ленности занятых в экономике страны. Опираясь на благо¬приятную предпринимательскую конъюнктуру (и, прежде все¬го на малый бизнес), германская экономика за этот период достигла уровня мировой конкурентоспособности, опередив по экспорту продукции такие страны, как США и Япония» .
Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство в России развивает¬ся, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, на¬учно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринима-тельства оказали последствия разразившего¬ся в августе 1998 г. финансового кризиса.
По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает ма¬лому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. «Доля малых предприятий в ос¬новных экономических показателях России в 2002 г., по дан¬ным Госкомстата РФ, представлена в таблице» (см. Приложение 1). Как видно из приведенной таблицы, на экономические показатели сильнейшим образом повлиял финансовый кризис 1998 года.
Показательным является также участие МБ в экспорте продукции веду-щих стран. «По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промыш-ленном экспорте ряда развитых стран составляет: ФРГ и Нидерландов - примерно 40%, Италии - 25-30, Франции - 20-25, США и Японии - 10-15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продук¬ции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - меж¬дународная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые инновационные фир-мы» . Помимо технологий, важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металло¬обрабатывающей, химической, электротехнической, текстиль¬ной и других отраслей промышленности.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
 Численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономике;
 Вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
 Вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и регионального бюджетов;
 Ростом численности на малых предприятиях занятого трудового населения, вкладом в сокращение числа безработных;
 Насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
 Навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.
«Сложившиеся за годы экономической реформы в РФ распределение ма-лых предприятий по отраслям экономики и формам собственности представлено в таблице «Динамка численности малых предприятий и их распределение по отраслям экономики РФ за период 1999-2004 г.г.»» (см. Приложение 2).
В соответствии с представленными данными отраслевую структуру МП можно считать достаточно инерционной. Заметными тенденциями роста числа МП является небольшое увеличение их доли в строительстве, промышленности, транспорте, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и наоборот - снижение этой доли в сфере торговли и общественного питания и научного обслуживания населения.
«Региональный анализ форм собственности малого бизнеса свидетельствует о том, что частный сектор преобладает в большинстве территорий РФ. Так, в некоторых Регинах его доля составляет 90 % и более (Самарская, Омская, Свердловская обл.)» .
Географическая картина распространения малого бизнеса в России свидетельствует о неравномерности его развития по регионам. «Около трети общего количества малых предприятий расположено в Центральном районе, более шестой части - в Москве» (см. Приложение 3). Наибольшее развитие малый бизнес получил в промышленных и деловых центрах России, где сложилось для него наиболее благоприятные условия. В первую очередь это относится к Москве, Санкт-Петербург, Свердловской, Тюменской, Новосибирской областям. Причины возникновения сложившейся региональной структуры достаточно очевидны.
Во-первых, в этих регионах сосредоточено большое коли¬чество промышленных и научно-исследовательских предприя¬тий. «В результате экономического спада большое число квали¬фицированных рабочих и инженерно-технических работников лишились работы. Именно этот контингент стал «питательной средой», на которой начал развиваться малый бизнес» .
Во-вторых, являясь административными и производствен¬ными центра-ми, эти регионы густо населены и соответствен¬но обладают повышенным платежеспособным спросом, удов¬летворять который должен, в том числе и малый бизнес.
В-третьих, здесь быстрее формируется инфраструктура, способствую-щая появлению и развитию малых предприятий: банки, биржи, оптовые склады, большое количество нежи¬лых помещений, которые можно ис-пользовать под офисы или склады, и т. д.
«Самым распространенным видом деятельности малых пред¬приятий на большинстве территорий является торговля и посреднические услуги в области торговли (более 40% обще¬го числа малых предприятий), что объясняется сравнитель¬ной простотой организации этой отрасли и возможностью бы¬строго накопления капитала» .
В то же время в крупных городах с развитой инфраструк¬турой торговли этот вид малого предпринимательства по срав¬нению с другими территориями не получил столь широкого распространения. «В Москве, например, в 2005 г. доля торговых пред¬приятий составляла около одной четвертой, а в Санкт-Пе¬тербурге - около одной трети числа малых пред-приятий» .
Таким образом, условия функционирования МП по реги¬онам сущест-венно различаются. Более того, можно говорить о двух региональных типах МП - центральном и провин¬циальном. Если МП, находящееся в промышленном центре, имеет существенно больше свободы выбора своей деятель¬ности (а, следовательно, и возможностей гибкого маневра), то положение провинциального МП очень сильно зависит от факторов локального значения, что часто играет решающую роль в его судьбе. «Так, с экономической точки зрения МП российской «глубинки» обычно привязано к одному крупно¬му предприятию, которое, по существу, определяет дело¬вую активность всего прилегающего к нему небольшого ре-гиона; кроме того, в провинции, как правило, сильнее зави¬симость МП от произвола местных властей, отсутствует выход на международные рынки и т. д. В результате положение провинциального МП, как правило, намного хуже, чем цен¬трального, а его стремление образовать прочный тандем с сильным союзником (производственной структурой, регио¬нальной властью и т. д.) существенно больше» .
«Занятость в сфере малого бизнеса в РФ характеризуется таблицей «Отраслевая структура занятости и объемов производства малого предпринимательства в РФ» (см. Приложение 4), где приводится сравни-тельная характеристика отраслевой структуры численности занятых и объ-емы производства малых предприятий в РФ за 1995 г. и 2005 г.» . При анализировании данных видно, что процент полной численности занятых на МП в сфере торговли был и остается достаточно высоким по сравнению с другими отраслями экономики. «В сово¬купности число работающих, связавших свою деятельность с малым предпринимательством, составляет 15 млн. человек, из них более половины являются постоянными работника-ми. В то же время в сфере малого бизнеса зарегистрировано более 70 тыс. предприятий, у которых отсутствует постоян¬ный штат» . В ряде случаев это объясняется спецификой их деятельности, но, как правило, связано со стремлением из¬бежать части налогов, взимаемых со средств, направляемых на оплату труда.
По основным видам деятельности МП подразделяются на предприятия производственные, коммерческие и иннова¬ционные. В современных условиях значительная доля МП, как видно из Приложения 5, фун-кционирует в сфере коммерции (торговля, посредническая деятельность и т. д.), так как она традиционно характеризу¬ется меньшими объемами стартового капитала, большей ско¬ростью оборота средств и, как правило, более высокой нор¬мой прибыли, не требуя при этом от предпринимателя спе¬циальной профессиональной подготовки.
Инновационные МП, занимающиеся разработкой новых технологий и внедрением достижений НТП, составляют не¬большую часть действующих малых структур и либо образованы на базе крупных заводов и опытных производств, либо отпочковались от научно-исследовательских организа-ций.
Производственные МП характеризуются обычно мелко¬серийным типом производства, значительная их часть обра¬зуется на основе действующих крупных предприятий. Норма прибыли их относительно невысока, в целях под¬держания своей безубыточности они часто совме¬щают производствен-ную деятельность с коммерческой.

Все будет хорошо!!!-))
 
"Murmansk" » Учёба » Экономика » Роль малого предпринимательства в формировании рыночны (Роль малого предпринимательства в формировании рыночны)
Страница 1 из 11
Поиск:

Качаем новый InternetExplorer8
Для установки на Windows XP
Для установки на Windows Vista/Windows 7