"Murmansk"
Среда
14.04.2010
04:28:22

biwec.ru

Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Наш опрос
Ваше мнение о сайте (поставьте оценку)
Всего ответов: 13
Поиск по сайту
Объявления
Погода в Мурманске
Статистика
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: лЁля 
"Murmansk" » Учёба » Экономика » Процесс становления малого предпринимательства в России (Процесс становления малого предпринимательства в России)
Процесс становления малого предпринимательства в России
лЁляДата: Понедельник, 01.03.2010, 19:38:40 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 139
Репутация: 1
Статус: Offline
Осуществляемые в нашей стране экономические ре¬формы при всей их непоследовательности и противоре¬чивости явились условием становления и развития ма¬лого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на эко¬номический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимо¬го качества, на создание новых дополнительных рабо¬чих мест, то есть решает многие актуальные экономи¬ческие, социальные и другие проблемы. Во всех эконо¬мически развитых странах государство оказывает боль¬шую поддержку малому предпринимательству, которо¬му свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Понять роль малого бизнеса, выяснить его значение для современной экономи¬ки и выявить тенденции его развития можно, только проследив эволюцию малого бизнеса.
Изначально появившись в сфере ремесленничества и торговли, предпри-нимательство в течение столетий приобретало современные черты. Постепенно, примерно к XXV в., образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. В то время термин предпринимательство относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.
«До начала XX века в мире господствовал капитализм свободной конку-ренции, основными чертами которого являются:
- о наличие множества мелких частных предприятий, обособленных друг от друга;
- осуществление связи между мелкими предприятиями через рынок, по-сред¬ством товарно-денежных отношений;
- формирование цены на рынке под влиянием спроса и предложения;
- однотипность продукции и устойчивость спроса, так как потребитель привык к определенным видам товаров;
- невозможность для производителя влиять на цены и диктовать рынку свои условия» .
Однако рынок свободной, или чистой, конкуренции - всего лишь теоретическая модель. Реальная жизнь намного сложнее. Предприятия конкурируют друг с другом на рынке, и в этой борьбе побеждают те, у кого ниже издержки производ¬ства и, следовательно, выше прибыли. Если же издержки предприятия превышают средние по данной отрасли, то оно терпит банкротство. Таким образом, одни пред¬приятия становятся более крупными, направляя свои прибыли на расширение про¬изводства, другие же разоряются. В результате происходит дифференциация това-ропроизводителей и концентрация производства.
Массовым банкротствам небольших предприятий также способствуют кризисы перепроизводства, регулярно происходящие в мире начиная с 60-х годов XIX века. «Особенно заметным был мировой кризис 1873 года, после которого крупные пред¬приятия в целях раздела рынков сбыта и контроля над ценами стали объединяться в картели. Например, в Германии, которая считается страной картелей, в 1865 году было четыре картеля, в 1887 году - 70, в 1897 году- 250, в 1911 году- 600 карте¬лей» .
Второй формой объединения крупных предприятий стали синдикаты, которые предусматривали реализацию продукции через общие сбытовые конторы, то есть предприятия, входившие в синдикат, сохраняли производ-ственную самостоятель¬ность, но теряли при этом коммерческую. Синдика-ты получили широкое распрост¬ранение в царской России.
Концентрации производства и капитала также способствовали большие измене¬ния в развитии производительных сил, происходившие под влиянием технического прогресса. Данная тенденция проявилась в произ-водстве новых видов машин, в энер¬гетике, технологии, структуре промышленности. «В результате нововведений мелкие предприятия все больше утрачивали свое значение, а крупные фирмы вполне объективно получали преимущества:
 во-первых, связанные с их техническим превосходством:
- громоздкость техники требовала крупных помещений, а высокие цены на нее закрывали вход в эти отрасли небольшим фирмам;
- дорогая техника окупалась только при массовом производстве, и только экономия на масштабе производства позволяла снижать цены на каждое изделие;
- не только передовые техника и технология, но и лучшая организация тру¬да, сосредоточение наиболее квалифицированных рабочих и инженеров были на стороне крупных предприятий;
- крупные предприятия в начале века были носителями всего нового и пере¬дового, а это требовало больших финансовых затрат, но приносило и боль¬шие прибыли;
 во-вторых, обеспеченные рыночными факторами:
- сравнительно небольшая номенклатура изделий, преобладание на рынке унифицированных товаров массового производства;
- длительный цикл жизни товаров;
- психология покупателя, проявляющаяся в устойчивом спросе при огра-ни¬ченной номенклатуре изделий и признании престижности товаров с мар-кой крупных фирм» .
Таким образом, малый бизнес был оттеснен на второй план, превратился в при¬даток крупных фирм, хотя и не был полностью уничтожен.
В этот же период советская Россия, используя мировой опыт, присту-пила к социа¬листической индустриализации. Учитывая преимущества крупного производства, был взят курс на его обобществление. Создание еще более крупных гигантов, чем на За¬паде, «флагманов индустрии», принадлежащих государству, должно было обеспе¬чить нашей стране выигрыш в экономическом соперничестве с капитализмом.
После гражданской войны, когда значительная часть предприятий была разру¬шена или закрыта, а восстановление промышленности продвигалось очень трудно, произошел переход к новой экономической политике (НЭП), которая продолжалась с 1921 по 1927 год. В рамках идеи о государ-ственном капитализме частным пред¬принимателям было разрешено брать в аренду мелкие и средние промышленные и торговые предприятия. Более того, небольшое количество государственных пред¬приятий было денационализировано.
«Свертывание НЭПа началось в 1927 году под предлогом внешней опасности со стороны «капиталистического окружения», а также необходимости форсированной индустриализации тяжелой промышленности за счет других секторов экономики и сокращения потребления. Окончательно же новая экономическая политика была ликвидирована с началом первой пятилетки (1928 - 1932). К началу 30-х годов произошло почти полное вытеснение частного капитала из всех отраслей экономики (в 1933 г. доля частных предприятий составляла 0,5%). В экономике прочно утвердилась административная система управления, которая просуществовала до конца 80-х годов» .
Термин «предпринимательство» в России исчез после прекращения НЭ-Па. В течение 60-ти лет советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое явление, хотя в повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей соприкасались с предпринимательством как хозяйственной деятельностью, направленной на получение, наращивание дохода. Оно вновь стало появляться во времена перестройки, но уже не просто предпринимательство, а малое и среднее как наиболее доступное (МП в производственной сфере начало развиваться лишь во времена перестройки).
Как видно из вышеперечисленного, «эволюция предпринимательства была достаточно сложной, на ее пути можно выделить следующие этапы:
I этап - зарождение. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. На Западе предпринимательство возникает несколько раньше и развивается более активно. Сильнее были выражены этапы становления и бурного роста. Значительно раньше Запад вступил в период стабильного развития, который продолжается и в наше время.
II этап - становление. При Петре I наибольшее развитие получила произ-водственная деятельность, а вместе с ней и производственное предпринима-тельство. Создавались мануфактуры, развивались горная, оружейная, суконная, полотняная отрасли промышленности.
III этап - бурный рост. В связи с отменой крепостного права в 1861 г. наблюдалось развитие индустрии: велось строительство железных дорог, развивалась тяжелая промышленность, рос объем ввоза иностранного капитала.
IV этап - стабильное развитие. 90-е годы XIX века окончательно сложи-лась индустриальная база предпринимательства, и к началу XX века оно стало массовым явлением в России. В этот период предприниматель сформировался как собственник, и поэтому получила развитие акционерно-паевая форма предпринимательства.
V этап - ликвидация. Начиная с 1917 года в России ликвидировались ры-ночные экономические связи, осуществлялась национализация предприятий, экспроприация имущества и средств производства.
VI - оживление. В период новой экономической политики 1921-1926 го-дов (НЭП) в экономике страны наблюдалась оттепель, а вместе с ней и оживление предпринимательской деятельности.
VII - повторная ликвидация. К 30-м годам XX века предпринимательство сворачивалось.
VIII - реанимация. В 90-е годы XX века с выходом законов РФ «О соб-ственности в РСФСР» (1990) и «О предприятия и предпринимательской деятельности» (1990) начинается новое развитие предпринимательства и построение новых экономических отношений.
IX - возрождение. В настоящее время создаются благоприятные условия для развития предпринимательства» .
Российское общество всё более осознаёт, что предпринимательство является одним из основных факторов формирования и развития свободной экономики с рыночным механизмом хозяйствования.
То, что раньше так старательно обходила советская наука, то, что не встретишь в словаре русского языка С. Ожегова, стало основным термином в наше время. Это - предпринимательство. (Нам ближе американское слово «бизнес»).
В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание этого термина, сообразуясь с поставленной целью исследования и накопленными знаниями. Можно, однако, утверждать, что разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования.
Рассмотрим некоторые понятия «предпринимательства», приведенные в юридической и экономической литературе:
 «Предпринимательство (фр. enterprise) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» .
 Под предпринимательством понимается «деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций» .
 Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вло-жением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой» .
Предприниматель в малом бизнесе активен и ориентирован, прежде всего, на достижение положительных результатов. Однако, собственник на рынке - фигура пассивная, предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает производство, устанавливает рыночные связи.
Не каждый субъект рынка, в том числе и бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем. Таковым нельзя, к примеру, считать вла-дельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар (ус-луги), т.к. это будет предприятие с репродуктивными функциями. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых отличается поисковым характером.
Предпринимательская деятельность может быть классифицирована по различным признакам. По такому признаку, как численность всего персонала и по удельному весу других субъектов в уставном (складочном) капитале определяется малое предпринимательство.
«Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятель-ность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, констатирующие признаки этого понятия» . К таким признакам, как правило, относятся:
 численность всего персонала, занятых за отчетный период на предприятии
 объем оборота, величина активов, размер уставного капитала.

Все будет хорошо!!!-))
 
"Murmansk" » Учёба » Экономика » Процесс становления малого предпринимательства в России (Процесс становления малого предпринимательства в России)
Страница 1 из 11
Поиск:

Качаем новый InternetExplorer8
Для установки на Windows XP
Для установки на Windows Vista/Windows 7